Кашан – иранский город, где история дышит искусством и архитектурой. Историческая жемчужина города – особняк Табатабаи, который отражает традиции построения и украшения персидских резиденций. Этот дом был построен в 19 веке, но и сегодня он может похвастаться архитектурным великолепием, замысловатым дизайном и изысканным вкусом богатых семей эпохи Каджаров. Дом Табатабаи – одна из самых известных достопримечательностей Кашана. В нем вы сможете не только узнать о принципах строительства традиционных иранских домов, но и окунуться в мир, где каждый уголок рассказывает историю роскоши, культуры и беспрецедентного мастерства.
История дома и его владельцев
Дом Табатабаи был построен богатой и процветающей семьей Табатабаи, известными торговцами коврами. Главный архитектор особняка Устад Али Марьям оставил неизгладимый след в персидской архитектуре и тщательно спроектировал жилище, уделив пристальное внимание каждой мельчайшей детали. В интерьерах дома сильно влияние вкуса владельцев, но уже спустя пру лет интерьеры дом Табатабаи стали задавать моду по всему Ирану.
Дом Табатабаи был построен купцом из Кашана Саедом Джафаром Табатабаи Натанзом в районе султана Амира Ахмада. Главным архитектором был мастер Али Марьям Кашани, а его ученики под руководством Мирзы Аболхасана Сани-ол-Молка Гаффари Кашани выполнили декоративную рельефную штукатурку и роспись сводов. Площадь дома составила 4730 квадратных метров а строительство удалось завершить за десять лет.
Архитектура и дизайн
Гипсовые узоры на рельефной декоративной штукатурке были вдохновлены узорами персидских ковров и традиционными мотивами «гол-о-морг», отражающими участие домовладельца в торговле коврами. Дом состоит из четырех дворов и патио. Центральный двор относится к внешней части, два двора связаны с внутренними помещениями, а один двор предназначен для прислуги.
Внутренние помещения включают в себя простую пятидверную комнату в центре, два двора по обе стороны и комнаты на цокольном этаже, охлаждаемые ветряными башнями, где и проживала семья Табатабаи. Северо-западный двор больше, в нем больше комнат и отдельный парадный зал для приемов гостей. Уникальной особенностью особняка Табатабаи является большой подвал под центральной комнатой. Это самое прохладное помещение особняка, где благодаря старинным кондиционерам через башни-бадгиры царила прохлада даже в жаркое иранское лето. Башни ветроуловители спускали воздух на цокольный этаж, где он быстро остывал за счет ребристых потолков и небольшого прудика в центре.
Главный зал для приема гостей – Шах Нешин – находится в центральной части дома. Это большой зал с витражными окнами, зеркальной мозаикой, росписью и изящной гипсовой штукатуркой, напоминающей тонкую сетчатую вуаль. По обе стороны от Шаха Нешина расположены богато украшенные боковые комнаты с зеркальной верандой и открытым балконом с очаровательной штукатуркой по балконам. Документы свидетельствуют о тесной дружбе между владельцем дома и Мирзой Аболхасаном Гаффари Кашани, известным как Сани-ол-Молк – выдающимся художником при дворе Насера ад-Дина Шаха Каджара. Именно он руководил штукатурными и малярными работами при строительстве дома, что значительно повлияло на его роскошное убранство. Стоимость такого декора на тот момент составляла совершенно баснословные суммы.
Особняк Табатабаи сегодня
С 1994 по 1996 год особняк Табатабаи был передан в распоряжение Попечителя по реставрации и возрождению исторических зданий в Кашане при поддержке Организации культурного наследия и муниципалитета Кашана. Сейчас он работает под юрисдикцией Социально-развлекательной организации муниципалитета Кашан, а доступь внутрь открыт для туристов.
Дом Табатабаи в Кашане – один из непревзойденных шедевров иранской архитектуры. Признанный одной из главных туристических достопримечательностей Кашана, он неизменно привлекает к себе множество туристов и путешественников. Слава дома Табатабаи в первую очередь связана с тонкостями и тонкими деталями, использованными при его проектировании и строительстве. При этом вся отделка хоть и бережно отреставрирована, но является полностью аутентичной, которую редко можно увидеть в исторических домах.