«Исфахан – половина мира» – так говорили в древности. И недаром! Еще с Сасанидских времен Исфахан оставался важным военным центром. Позднее этот роскошный город, в XVI в превращенный в столицу шахом Аббасом I., сосредоточил в себе все красоты Персии: поразительную исламскую архитектуру, мастерские, в которых ткались шахские ковры, просторные сады и парки с фонтанами, богатые кварталы… В те далекие века здесь и впрямь можно было увидеть все чудеса света. Пусть со временем значимость Исфахана как торгового центра сократилась, он сохранил непередаваемую атмосферу Востока – чем больше узнаешь этот город, тем больше его любишь. Для иранцев Исфахан играет роль культурной столицы – как Санкт-Петербург в России (недаром эти города несколько лет назад стали побратимами). Именно в Исфахан держит путь большая часть туристов. Но, хотя иностранная речь слышна тут куда чаще, чем во многих других местах Ирана, вам не грозят многосотенные толпы, способные смазать все впечатление от увиденного.
- Площадь Имама (Нагше-Джахан («Образ мира»))
- Мечеть Имама (или Шахская мечеть)
- Мечеть шейха Лотфоллы
- Дворец Али-Капу («Врата имама Али»)
- Дворец Чехел-Сотун («Сорок колонн»)
- Дворец Хашт-Бехешт («Восемь небес»)
- Минаре-Джонбан («Качающиеся минареты»)
- Медресе Чахар-Баг(«Четыре Сада»)
- Соборная (Пятничная) мечеть (Месджеде-Джаме)
- Собор Ванк и армянский квартал
- Исфаханские мосты
- Голубятни Исфахана
- Музей естественной истории
- Музей современного искусства
- Музей декоративно-прикладного искусства
- Большой базар на Нагше-Джахан
- Антикварные лавки на исфаханском базаре
1) Площадь Имама (Нагше-Джахан («Образ мира»))
Некогда на этой площади располагался большой сад. В 1602 г. сад убрали, а площадь расширили и выстроили вокруг нее самые знаменитые ныне здания Исфахана – мечеть Имама, мечеть шейха Лотфоллы и дворец Али Капу. В длину площадь составляет 510 м, в ширину – 163 м, что делает Нагше-Джахан второй по величине исторической площадью в мире (после пекинской Тяньаньмынь). Некогда шах с балкона дворца наблюдал за тем, как придворные на конях играли в «чоуган» (иранский вариант поло). Сегодня же по площади, вокруг фонтанов, лошади катают туристов в экипажах. Все здания на Нагше-Джахан соединены двухэтажными крытыми галереями с арками, большую часть которых занимают лавочки знаменитого базара.
2) Мечеть Имама (или Шахская мечеть)
Шах Аббас задумал сделать свою столицу самым красивым и знаменитым городом мира – с лучшей из мечетей. Эта мечеть строилась 8 лет (1611 – 1619) и стала вершиной сефевидского зодчества. Великолепие красок (практически все поверхности покрыты расписанными вручную изразцами) и совершенство структуры здания не имеют себе равных. Над ним работали лучшие архитекторы, художники и каллиграфы своего времени. Комплекс мечети включает множество залов и два медресе.
Эхо в мечети Имама: благодаря архитектурной особенности в этом месте звук отражается много раз!
3) Мечеть шейха Лотфоллы
Необычную, «камерную» иранскую мечеть с кремовым куполом (1602 – 1619) шах Аббас построил для своего свекра – одного из известнейших шиитских теологов того времени. Здесь нет ни минаретов, ни традиционного двора – ведь предназначалась мечеть исключительно для шаха и его жен. От красоты изразцов захватывает дух, а темный коридор выводит посетителей под светлый купол, создавая поразительный контраст. Коридор повернут особым образом: благодаря ему здание, четко соориентированное на Киблу, соединено с находящейся под «неудачным» углом площадью, но сам поворот коридора практически незаметен.
4) Дворец Али-Капу («Врата имама Али»)
Сам Шах Аббас еще в 1597 г. возвел для себя на площади чудесный дворец, покрытый удивительными росписями (Шах Аббас II позднее расширил здание). Шах боготворил шиитского имама Али, и потому в новый дворец специально перевезли дверь из гробницы Имама в Наджафе (Ирак), поставив на ее место роскошную серебрянную дверь, сделанную ремесленниками Исфахана. А потому любой, входящий в ворота дворца, обязан был сойти с коня – включая шаха. В те времена о роскоши дворца ходили легенды – ведь властелин Персии желал доказать иностранными гостям, что он могущественнее всех прочих восточных правителей. Дворец производит впечатление и сегодня, хотя многие фрески пострадали от времени. Обязательно поднимитесь на веранду, чтобы полюбоваться сверху на Нагше-Джахан.
5) Дворец Чехел-Сотун («Сорок колонн»)
Чехел-Сотун (1614 – 1649) – летняя резиденция шахов Аббаса I и Аббаса II, в которой они развлекали иностранных послов. И потому находится в стороне от шумной Нагше-Джахан, в парке, у пруда. Колонн у него, на самом деле, не сорок, а двадцать – просто хитрые персы посчитали еще и их отражения в воде. Дворец кажется небольшим, но стройные колонны и элегантный портик делают его особенно красивым. Очень интересны сохранившиеся внутри фрески со сценами из шахской жизни.
6) Дворец Хашт-Бехешт («Восемь небес»)
Царский дворец Хашт-Бехешт, чье строительство началось в 1660 г., при шахе Сулеймане – один из лучших образцов зодчества эпохи поздних Сефевидов. В свое время чудесное архитектурное сооружение славилось великолепными росписями, каллиграфическими фризами, мозаикой из кусочков зеркал и позолотой. Увы, при Каджарах многое здесь было переделано и безвозвратно утеряно – но и остатки былой роскоши радуют глаз. Небольшой дворец – идеальное воплощение персидского «садового павильона». Постарайтесь вообразить, как красив он был раньше, когда по мраморным желобам струилась вода, и вокруг били фонтаны и распускались цветы.
7) Минаре-Джонбан («Качающиеся минареты»)
Необычное сооружение на окраине Исфахана было построено в 1316 г., над могилой Абдуллы Соглы – известного суфия. Небольшие кирпичные минареты (6 м) славятся тем, что их можно… раскачать. Причем достаточно несколько раз толкнуть изнутри один из них, и второй (а затем и все сооружение) приходит в движение – но не падает. На самом деле, чуть-чуть раскачать можно любой минарет, но эта пара, благодаря небольшим размерам, легкости и особым пропорциям сооружения качается особенно сильно. Трюк архитектора был разгадан не сразу – и многие верили в сверхъестественность происходящего. Увы, сегодня посторонних качать минареты не пускают: это делается не чаще двух-трех раз в день, в строго установленное время.
Качающиеся минареты
8) Медресе Чахар-Баг(«Четыре Сада»)
Строительство этого роскошного комплекса завершилось в 1704 – 1714 г. – то был последний аккорд сефевидской архитектуры, во времена, когда сама династия практически перестала существовать. Он включал не только медресе и мечеть, но и караван-сарай с базаром, и тенистый сад. Для туристов медресе открывается всего раз в неделю – не упустите случай насладиться признанным шедевром исламской архитектуры.
9) Соборная (Пятничная) мечеть (Месджеде-Джаме)
Мечеть, в которой мусульмане традиционно собираются по пятницам на общую молитву, всегда играла важнейшую роль в жизни города. Эта мечеть, пусть и не столь привлекательная, как сооружения на Нагше-Джахан, несомненно является древнейшей в Исфахане (старейшие части сооружения датируются 908 – 932 гг., новейшие – XVII в.) и остается центром духовной жизни. Здесь можно проследить за тем, как строились и украшались мечети на протяжении всей иранской истории – каждая эпоха оставила тут свой след: Буиды, Сельджуки, Ильханиды, Тимуриды, Сефевиды… Комплекс также включает медресе, караван-сарай, библиотеку. Общая площадь мечети составляет 21 000 кв. м. – это крупнейшая историческая и религиозная достопримечательностьтакого рода в Иране.
10) Собор Ванк и армянский квартал
Желая превратить свой город в жемчужину архитектуры и подчеркнуть важность религиозной и межнациональной терпимости, Шах Аббас I перевез в Исфахан практически все армянское население города Джольфа (Западный Азербайджан). В качестве компенсации искусным армянским ремесленникам было дано множество привилегий. Каждому выделили участок земли и дали возможность заниматься торговлей. Армяне могли свободно исповедовать свою религию – во времена Сефевидов в Исфахане было построено 13 армянских церквей. Собор Ванк (или «Собор всех святых») – важнейшая и самая красивая из них, построенная уже при шахе Аббасе II. Ее с любовью украшали лучшие мастера армянской диаспоры Исфахана. Интересно будет также осмотреть небольшое кладбище возле собора – и двухэтажный музей, с сотнями иллюстрированных манускриптов (включая древние Евангелия и Кораны, а также самую маленькую в мире книгу), коллекцией религиозных предметов и старинной одежды, произведений европейского и армянского искусства XVI – XX вв. В армянском квартале (который так и называется – «Джольфа») скрыто еще несколько интересных церквей, включая церковь св. Марии (1661 – 1668 гг.), Вифлеемскую церковь и церковь св. Георгия, вторую старейшую в Исфахане. Считается, что для строительства последней шах Аббас I специально доставил из Армении в Исфахан камни, сохранившиеся от древней, чтимой всеми армянами церкви Уч – хотя армяне уверяют, что самый большой из камней чудесным образом упал с неба. Стоит заглянуть и на армянское кладбище, где нашли покой немало известных иностранцев, живших в Исфахане.
11) Исфаханские мосты
Исфахан стоит на берегу Зайянде-руд, и эту реку пересекают 11 мостов (из них 5 – старинных, сефевидских времен). Обязательно следует увидеть мост Си-о-се-поль («33 арки»), который также называют мостом Аллаверди-хана (и не забудьте заглянуть в чайхану под ним!). Любимый генерал шаха Аббаса I приказал возвести это сооружение в 1602 г., чтобы соединить две части главной улицы города под названием Чахар-Баг. Удивительно красив и мост Хаджу, созданный Аббасом II в 1650 г. Павильон в центре моста использовался специально для шахских увеселений. И Хаджу, и Си-о-се-поль – не только мосты, но и дамбы, контролирующие уровень воды в реке. Стоит также увидеть мост Поле-Чуби («Деревянный») с приятной чайханой и мост Поле-Шахрестан (XII в.) – стареший в Исфахане. Возле моста Си-о-се-поль летом можно покататься на катамаранах в виде лебедей.
12) Голубятни Исфахана
Первые 10 – 12-метровые «голубиные башни» («кабутар-хане») появились в окрестностях Исфахана в XIII – XIV вв., но большую их часть строили уже в XVII в. Такое множество голубей требовалось для сельского хозяйства: естественные удобрения были идеальны для выращивания вкуснейших дынь – гордости региона. Продуманная конструкция цилиндрической формы позволяла содержать в одной башне до 25 000 голубей, и все они чувствовали себя свободно и в безопасности. В башнях устраивались специальные «голубиные насесты», чтобы птицы вили там гнезда. Для того, чтобы обеспечить безопасность голубям, вившим гнезда в башнях, архитекторам пришлось позаботиться о многих факторах. Так, каждая башня представляла собой миниатюрную крепость, куда не могли проникнуть хищники и другие враги голубей (а даже, если бы они туда и проникли – голуби могли бы легко спастись). До голубей не могли добраться даже змеи. Башни строились так, чтобы летом ветер охлаждал их, а зимой, наоборот, не мог проникнуть внутрь, и в башнях было тепло. Наконец, архитекторы так рассчитывали пропорции здания, чтобы избежать эффект резонанса (проще говоря, чтобы башня не развалилась, если вдруг все 25 000 голубей решат одновременно покинуть свои насесты). После появления химических удобрений, большая часть из 3 000 исфаханских голубиных башен пришла в негодность. Сохранилось не более 700 – большую группу башен можно увидеть в 10 км от Исфахана, в деревне Гаварт, и они по-прежнему служат укрытием для голубей.
13) Музей естественной истории
Хороший музей с информативной экспозицией (естественная история, антропология, экология) располагается в старинном здании XV в. Единственный недостаток: большие пластиковые динозавры во дворе плохо сочетаются с классической персидской архитектурой. Зато вы точно его не пропустите!
14) Музей современного искусства
Относительно новая экспозиция работ современных исфаханских художников (откр. в 1997 г.) разместилась в здании сефевидской эпохи, заметно переделанном Каджарами (в XIХ в. тут проживал сам губернатор).
15) Музей декоративно-прикладного искусства
В чудесном музее, созданном в 1995 г., выставлено около 3 000 экспонатов, охватывающих период с Сефевидов до Каджаров. Вы увидите лакированные шкатулки, манускрипты и книги, кружева, ковры (и старинные, и современные), занавеси, инкрустированные туалетные столики и резную мебель, миниатюры, ювелирные изделия, оружие, стекло, керамику – всего не перечислишь! Особенно хорош отдел, посвященный каллиграфии, а в мастерской музея можно понаблюдать за тем, как изготавливаются золотые нити.
16) Большой базар на Нагше-Джахан
Великолепные изделия ручной работы (керамика, чеканка, роспись по эмали, ковры и ткани) продаются на площади Нагше-Джахан повсюду. Первые упоминания об исфаханском базаре относятся к XII в., но нынешний чудесный комплекс пассажей с прекрасными порталами был построен при шахе Аббасе I. Сувенирный базар – лишь верхушка айсберга, по-настоящему интересные лавочки придется еще поискать, ведь базар растянулся на несколько кварталов. Он представляет собой 2-километровый пассаж под летящими сводами. Он состоит из двухэтажных крытых галерей и соединяет исфаханский «старый город» с новым. Помните, что вокруг площади расположены дорогие магазины: в расчете на туристов цены там завышены. Не поленитесь заглянуть вглубь базара: на то, чтобы выгодно купить произведение искусства, антикварную вещь или настоящий шелковый ковер стоит полностью потратить день-другой. Попутно вы сможете воочию понаблюдать за работой ремесленников, которые целые дни напролет расписывают, чеканят, инкрустируют свои товары.
Если вы зайдете на базар со стороны ворот Кейсарие, то вам встретится масса интересных магазинчиков, где торгуют самоварами, специями, сухофруктами, тканями, ювелирными изделиями и т. п. Кроме того, на базаре вас ждет несколько традиционных персидских ресторанов и чайных. Но не забывайте, что во время обязательной базарной сиесты (с 14.00 – 15.00 до 16.00 – 17.00), большая часть магазинов и ресторанов закрыта. А главное: обязательно торгуйтесь! Как можно прийти на персидский базар и не торговаться? Для многих – это самое интересное во время совершения покупок!
17) Антикварные лавки на исфаханском базаре
Большинство интересных антикварных лавок города находится вокруг площади Нагше-Джахан и в той части исфаханского базара, которую называют “Эспадана”. Некоторые магазины не выставляют на общее обозрение все свои сокровища – и демонстрируют свои редкости только по просьбе покупателя. Чего тут только нет: и ковры, и мебель, и ювелирные украшения, и картины, и керамика, и плитка, и ножи с кинжалами, и кальяны, и русские или персидские самовары, и марки, монеты и банкноты…. Эта часть базара пользуется особой любовью туристов – но, главное, не забывайте подолгу торговаться с продавцами!