Искусство изготовления каламкаров впервые возникло в Персии во времена Сефевидов, в XVI в. Именно в те времена ремесленники Исфахана изобрели новый способ нанесения красок на ткань – с помощью резных деревянных штампов. Штампы для нанесения краски делаются из ценных пород дерева. Они бывают самых разных видов и размеров, а их стоимость порой очень высока: в зависимости от искусства резчика и красоты картинки.
Сама хлопчатая ткань отличается хорошим качеством. Как правило, ее обрабатывают дубящими веществами – отсюда и характерный кремовый оттенок. Такая ткань не изнашивается годами; она немаркая и легко стирается. После нанесения рисунка ткань долгое время кипятят (в Исфахане это делают в больших котлах на берегу реки Зайянде-руд), а затем опускают в холодную речную воду. Иногда десятки, а то и сотни каламкаров оставляют на просушку на берегах реки – зрелище завораживающее! Ткань обрабатывают так для закрепления красок, которые после такой обработки удалить уже нельзя. Они рассчитаны на яркое солнце Персии, и потому с годами не тускнеют и не страдают при стирке.
Традиционно сефевидские рисунки на каламкарах включают цветочные орнаменты, «огурцы» и арабески, но в каджарскую эпоху добавились и другие популярные узоры. И по сей день из этой ткани делают красивые салфетки, скатерти (круглые и квадратные), сумки и даже шьют одежду.