Восточное искусство чеканки позволявшее создавать чудесно украшенные сосуды, известно с давних пор. В Иране старейшим искусством ремесленников считается именно такая «гравюра на меди». Медную посуду и изделия ручной работы в Иране по сей день находят археологи, раскапывающие поселения, занесенные песками тысячи лет назад. Разумеется, сегодня мастера используют и другие материалы – золото и серебро, и нередко мастерство чеканщиков, выписывающих изумительные узоры, так высоко, что «грамм рисунка» стоит дороже грамма золота или серебра.
Только представьте себе: когда картину рисует художник, он всегда может убрать или стереть неверный штрих. Но одно неверное движение «галама» (чекана) мастера – и ошибку практически невозможно исправить. Основными центрами производства чеканных изделий остаются Кашан, Исфахан, Керман и Шираз. Саму работу можно поделить на три этапа:
Изготовление основы. Брусок серебра или металла «разгибают», используя кузнечные инструменты.
Изготовление сосуда. Вначале грациозным вазам придают соответствующую форму, чтобы над ними мог поработать чеканщик. В давние времена серебряные и
золотые сосуды делали для шахов и богатых сановников, мастерские позднее соревновались в красоте получившейся чеканки.
Чеканка. Готовые формы наполняют битумом, чтобы в процессе чеканки вазы не потеряли форму. Для чеканки мастера используют лишь несколько стальных чеканов (резцов) и молоток. Различают два вида чеканки:
- микрогравировка («сийях-галам») включает традиционные арабески, персидские миниатюры и т. п. Этот вид чеканки предполагает игру мастера со светом и тенью.
- рельефная гравировка («джонде-кари») также включает различные сюжеты – в основном, с использованием цветов и птиц, каллиграфии, изображений зданий и т. а. Здесь главное – трехмерность гравировки, ее глубина.
Наиболее изысканные изделия из драгоценных металлов, как правило, сочетают оба вида чеканки. По завершении работы сосуд нагревают, чтобы извлечь битум (более простые медные изделия также лудят, чтобы ими можно было пользоваться на кухне). Работа закончена! Но жизнь сосуда из драгоценных метаалов. только начинается – сделанный сегодня, он уже через 30-50 лет превратится в дорогой антиквариат и музейное произведение искусства.